Моя педагогическая копилка

Экологическая игра «Живая планета»

Дидактическая цель.

Игровой материал. Таблица – игровое поле, карточки с изображением животных разных климатических зон, мелкие игрушки – животные, карты – «острова».
Игровая задача. Расселить животных на подходящие для них территории, в соответствии с требованиями к среде.

Ход игры.

                                       Круглая, но не мяч,
                                       Все время кружится, но не юла,
                                       Есть и суша и вода. Что это?
                                                                           (Земля)

- Если внимательно посмотреть на карту и на глобус, то можно увидеть, что наша планета состоит из воды и суши. Вода – это?... ( реки, озера, моря, океаны и т.д.). Суша – это?...(леса, поля, луга, степи, пустыни и т.д.).

Ты только посмотри вокруг:
Тут речка, там зеленый луг.
      В лесу дремучем не пройдешь.
  Воды в пустыне не найдешь,
А где–то снег лежит горой,
                                           А где-то жарко и зимой…
  Смотри – повсюду: там и тут
                                            Растения разные растут,
                                            Вокруг животные живут. 

     Вы знаете, что растения и животные могут обитать только там, где есть все          необходимые для них условия, называемые экологической нишей.


 
Подберите пожалуйста для ваших животных на картинках подходящую  экологическую нишу  - условия обитания. (Дети прикрепляют картинки на поле–таблице. Объясняют свой выбор).

Расселите пожалуйста ваших животных на острова. На них уже есть готовый климат и растительность. Объясните свой выбор.
    
        Сколько замечательных соседей живет с нами на одной планете.
Хотя человек на земле – это самое разумное существо, он стал в некоторых местах причиной гибели природы: загрязненные водоемы, закопченный воздух, гибель многих животных и птиц, редких видов растений и т.д.
Если человек умнее и сильнее всех, он должен все свои знания и умения направить на охрану и защиту природы на планете Земля.

                                 Смотрю на глобус – шар земной,
                                 И вдруг вздохнул он, как живой;
                                 И шепчут мне материки:
                                 «Ты береги нас, береги!»
                                 В тревоге рощи и леса,
                                 Роса на травах, как слеза,
                                 И тихо просят родники:
                                 «Ты береги нас, береги!»
                                 Остановил олень свой бег:
                                 «Будь человеком, человек!
                                 В тебя мы верим – не солги.
                                 Ты береги нас, береги!»
                                 Жирафы, тигры и слоны
                                 В бинокль хорошо видны:
                                 «Ты к нам с ружьем не подходи.
                                 Не навреди, не навреди!»
                                 Смотрю на глобус – шар земной,
                                 Такой прекрасный и родной.
                                 И шепчут губы: «Сберегу!
                                 Я сберегу вас, сберегу!»






Проектная деятельность в экологическом воспитании дошкольников

Природа оказывает важное влияние на формирование личности, её умственное, нравственное, трудовое и физическое воспитание. Какими вырастут наши дети, зависит от нас. Мы должны научить их не только брать, но и заботиться о природе, охранять и приумножать ее богатства. Воспитание правильного отношения детей к природе, умения бережно обращаться с живыми существами может быть полноценно осуществлено в дошкольный период лишь в том случае, если система работы в детском саду сочетается с воздействием на детей в семье. Поэтому на первом родительском собрании мы, прежде всего, выяснили, как родители сами относятся к проблемам экологического воспитания  детей, советовали обращать внимание детей  на красоту окружающей природы. Ведь во время наблюдений расширяются кругозор, внимание, любознательность, мышление. Совместно мы обсудили наиболее эффективные методы работы в этом направлении и остановились на проектном методе, так как проектная деятельность:
Непосредственно связана с жизнью, интересными событиями;
Предполагает широкий спектр видов деятельности;
Позволяет учитывать  желания и интересы детей к разным    видам деятельности;
Дает детям возможность достигать результата, действуя в своем темпе, выбирать партнера и формы взаимодействия;
Позволяет развивать познавательный интерес к этой области знаний, формировать коммуникативные навыки и нравственные качества.
С родителями были обсуждены и формы участия. Это:
Помощь детям в исследовательской или информационной части проекта (участие в работе «Клуба Знатоков»);
Помощь в практической деятельности;
Эмоциональная поддержка ребенка.


В течение года нами были разработаны и осуществлены следующие проекты:
«Птицы», «Лес», «Север», «Африка-это интересно»,  «Морские чудеса (Приложения 1,2).
Все проекты носят межпредметный характер. Эта особенность проектной деятельности соответствует целостному характеру восприятия дошкольниками окружающего мира. В основе работы лежит система занятий по экологии, окружающему миру, художественно – творческой и речевой деятельности.
 В процессе работы реализуется программа этих предметных областей, формируются обобщенные учебные навыки: работа по словесной инструкции, выполнение действий на основе самостоятельного планирования, совместное планирование и деятельность.
 Активно происходит становление детского коллектива.
В рамках проектов в единстве представлены труд, игра, искусство и учебный процесс

Подготовительные этапы были связаны с подбором  необходимых материалов, составлением развернутого плана и созданием активизирующей среды, соответствующей целям данного проекта.

Благодаря стараниям родителей мы имеем обширную библиотеку детской художественной и развивающей литературы.

Мы руководствовались тем, что цели проекта и условия определяют и виды деятельности его участников. Так как птицы-представители ближайшего окружения дошкольников, есть возможность наблюдения, исследования и экологической деятельности. Соответственно планируются и формы работы: целевые прогулки, наблюдения, заготовка корма и зимняя подкормка птиц.
 На территории нашего детского сада растут разнообразные деревья, много зелени, что позволяет нам круглый год наблюдать, собирать гербарии, трудиться и играть в окружении красоты.
        

  При изучении тем: «Север», «Морские чудеса», «Лес» и «Африка- это интересно» посещение зоопарка, дельфинария осуществляется с родителями. Дети отражают свои впечатления в книге рассказов «Челябинский зоопарк», «Зима в лесу», «Осеннее настроение».
Больше внимания уделяется детской продуктивной деятельности, в том числе, созданию игры «Зоопарк», макетов климатических зон и экосистем, поделок, стенгазет «Север», «Живой мир пустыни»», «Африка-это интересно», «И летом, и зимой берегите лес родной», «Все на свете нужны».
Большой интерес для детей представляет экспериментально – поисковая деятельность. В содержание проектов включены самые разнообразные опыты (Приложения 2, 3)
Во всех проектах использовались наиболее значимые и интересующие детей виды деятельности:
Досуговые игры « Поле чудес», «Страна Кроссвордия».
Видеоигра «Что? Где? Когда?» (Приложение 4)
«Клуб Знатоков»
       Алгоритм работы Клуба Знатоков:
 На ознакомительном этапе с новой темой дети самостоятельно по желанию выбирают объект для исследования.
  Вместе с мамой или папой выбирают источник получения информации.
 Изучается объект.
 Готовится доклад с демонстрацией объекта (особенно приветствуются рисунки, выполненные руками детей).
 Обсуждение в Клубе Знатоков.
Этот вид деятельности очень интересен детям тем, что позволяет проявить себя, рассказать сверстникам новое, неизвестное, продемонстрировать рисунок. Эта технология  дает большой простор для развития творческого мышления, речи, кругозора ребенка.
        Все доклады и рисунки мы собираем в альбомы, которые   
рассматриваются и обсуждаются детьми.

        
         Лето представляет самые широкие возможности для наблюдений, игр, труда, сбора лекарственных растений, природного материала. В конце учебного года мы проводим консультации для родителей:
 «Учимся наблюдать за изменениями в природе»
 «Давайте поиграем»
 «Читаем вместе»
Летом мы вместе с детьми представляем родителям альбом и информационный стенд «Зеленая аптека».
Огромное внимание уделяется различным видам игровой деятельности детей. Это сюжетно – ролевые игры, игры – путешествия, подвижные и дидактические игры (Приложение  видеоигры «Живая планета».
При изучении и закреплении тем нами широко используются аудиоигры:
 «Кто живет в реке и озере?»
 «Какие птицы гнездятся по берегам рек и озер?» (голоса водоплавающих птиц).
 «Какие животные приспособились к зиме?» (какие звуки не услышишь зимой в лесу) 
 «Какие голоса принадлежат хищным животным»?
Такие занятия, как: «Путешествие в осенний лес», «Как животные приспособились к зиме», « Как поссорились март и февраль», «Путешествие в весенний лес», «Пищевые цепочки в лесу»  проводились со звуковым сопровождением и играми.

Материалы детской аудиоэнциклопедии помогают детям больше узнавать о жизни животных разных климатических зон, о временах года, чудесных растениях, произрастающих в различных уголках земли.


В процессе работы над проектами подводим детей к выводу о том, что мы - люди – являемся частью природы, что для роста и развития живых объектов необходимы не только вода,  свет и тепло, но любовь и бережное отношение окружающих. Мы стараемся показать детям, как деятельность человека изменяет состояние экологической обстановки в России и во всем мире.
 Детьми постоянно пополняется самодельная  Красная Книга России, Урала.
Для взрослых участников проектов – педагогов и родителей – основными критериями успешной работы  явились: неугасающий интерес детей, их стремление узнавать новое, творить, играть, общаться. Видим, как природоведческая деятельность способствует развитию наблюдательности, неравнодушного отношения к окружающему миру у детей. В процессе двухлетней совместной работы и родители убедились, что их участие в жизни группы необходимо их собственному ребенку и им самим.

Результаты диагностики по экологическому воспитанию, проводимой ежегодно, позволяют сделать вывод о том, что выбранные мной методы и приемы по формированию экологических знаний у детей дошкольного возраста посредством проектной деятельности способствуют повышению уровня экологической культуры, активизации словаря дошкольника, развитию у них психических процессов (воображения, памяти, мышления, внимания), нравственных качеств, а также воспитанию бережного отношения к природе.


Совместная деятельность детей и воспитателя по приготовлению фруктового салата в подготовительной к школе группе